Украинская лига логистики и складирования

приглашает в свои ряды операторов логистического рынка и компании-потребители логистических услуг


Системы управления транспортом: гонка за лидером

 
 
Исследование Aberdeen Group «Tending the Fleet: Paving New Roads with Effective Fleet Management» посвящено использованию современных технологий управления транспортным парком. Как свидетельствуют результаты, рост цен на топливо признается большинством респондентов чуть ли не основным фактором ежедневного давления на транспортную компанию. Вот почему, как показано на диаграмме, 98% из 180 респондентов - управляющих логистикой соответствующих компаний, планируют в течение 1-2 лет ревизовать и внедрить изменения в их существующие практики управления транспортным парком.
 
Планы по изменению системы управления парком
 
tms_1
 
В течение последнего года наблюдались следующие тенденции. Невзирая на рост стоимости топлива, лучшие компании смогли обеспечить за этот период сокращение среднего времени выполнения заказа на 1%, в то время как «отстающие» увеличили этот показатель на 3%. Также лучшие компании сократили относительные затраты на транспорт, как отношение затрат к общему обороту, на 1%, а «отстающие» компании ухудшили этот показатель на 5%. Кроме того, лучшие компании сократили потери, связанные со штрафными санкциями на 2% и на 5% частоту дорожных инцидентов, а «отстающие» в данном исследовании увеличили на 4% потери из-за штрафных санкций, связанных с обязательствами по выполнению заказов, и на 1% увеличили аварийность.
 
В своей повседневной практике логисты-автотранспортники сталкиваются с основными факторами давления, представленными на диаграмме. Как видим, помимо цен на топливо, что отмечают 51% респондентов, на втором месте идет рост затрат на управление транспортом - 28% респондентов. В ответ на это предполагается улучшение маршрутизации - 57%, качества стратегических решений - 36% и эффективности загрузки транспорта - 24%. Еще 15% респондентов, как показано на диаграмме, собираются улучшать взаимодействие с партнерами в части обратной загрузки, продолжительных рейсов и т.п.
 
Основные факторы повседневного давления
 
tms_2
 
Основные меры по увеличению эффективности управления автопарком
 
tms_3
 
Бенчмаркинг деятельности компаний-участниц исследования позволил традиционно сформировать три категории - «лучшие», «средние» и «отстающие», составляющие, соответственно, 20%, 50% и 30% выборки. В таблице представлены данные, характеризующие изменения ряда выбранных для анализа характеристик деятельности за последний год. Как видим, «повінь повінем, а орати треба», т.е. даже при росте цен на топливо ряд компаний стабильно улучшает показатели своей деятельности.
 
Бенчмаркинг основных характеристик
 
Категории компаний
Средние показатели для категории
Лучшие
-1% изменение времени выполнения заказа
-2% изменение в затратах из-за штрафных санкций
-5% изменение в аварийности
-1% изменение в затратах на перевозку относительно доходов
Средние
0% изменение времени выполнения заказа
0% изменение в затратах из-за штрафных санкций
-1% изменение в аварийности
3% изменение в затратах на перевозку относительно доходов
Отстающие
3% изменение времени выполнения заказа
4% изменение в затратах из-за штрафных санкций
1% изменение в аварийности
5% изменение в затратах на перевозку относительно доходов
 
За счет чего достигаются улучшения? С точки зрения повседневной практики можно выделить несколько функций, автоматизация которых приносит свои плоды. Так, например, 47% в категории лучших компаний используют автоматизацию для вычисления оптимальных мест стоянок для включения в динамически меняющееся расписание. Среди компаний среднего уровня эту функцию используют 32%, а среди «отстающих» - 28%. Еще одна функция - анализ сегментов маршрута для поиска альтернатив при обратной загрузке. Используется 31% лучших и 23% «отстающих». Централизованное управление всеми процессами, связанными с перевозкой используется 44% лучших компаний и лишь 28% среди «отстающих». Аналогично, управление всеми водителями и трнспортными средствами с единой консоли используют 39% лучших компаний и лишь 28% из числа «отстающих». Так почему же им не отставать в итоге?
 
С точки зрения организационных решений среди лучших компаний распространен подход, когда каждый дистрибуционный центр имеет конкретного сотрудника или подразделение, полностью ответственного за управление всей деятельностью транспортного парка (57%), в то время как среди «отстающих» это решение применяют 39% компаний. Еще один организационный прием - только сотрудники с установленным на их компьютерах специальным программным обеспечением могут получать информацию о состоянии и месте нахождения транспорта компании. Его использование характеризуется показателями 35% и 18% для лучших и отстающих, соответственно.
 
Технологическая оснащенность лучших компаний демонстрирует превосходство в использовании GPS-технологий - 52% лучших против 39% отстающих. А регулярный контроль производительности работы транспорта на ежедневной основе или в режиме реального времени используют 35% лучших компаний против 29% отстающих.
 
Для повышения эффективности своей работы половина лучших компаний планирует обновить свою систему управления парком (Fleet Management System) и еще около трети - систему управления перевозками (Transportation Management System). В то же время две трети средних и отстающих компаний состредоточены пока на улучшении своих текущих бизнес-процессов.
 
Планируемые действия по повышению эффективности
 
tms_4
 
Кроме всего прочего лучшие компании, по крайней мере - 11% из них, собираются сэкономить на сокращении обслуживающего персонала, повысить «прозрачность» процессов для контроля автомобилей и оборудования собираются 18% лучших, и 21% из них видит ресурс повышения эффективности в партнерстве, в т.ч. с экспедиторами.
 
Возвращаясь к использованию FMS отметим, что как представлено на диаграмме, к функционалу своих систем участники исследования планируют докупать, в первую очередь, функции, направленные на централизацию управления - от 54% до 39%. Цель - повысить коэффициент использования транспорта и персонала примерно на 10% до уровня порядка 95-98%. Примерно 90% лучших компаний располагают коммерческими FMS, в то время как уровень обладания ими в целом по выборке составляет 39%.
 
Как «отстающим» улучшить свои показатели? Пока что 62% этих компаний проводят оценку производительности работы с периодичностью не чаще ежемесячной (значительная часть при этом - ежеквартально). Учитывая опыт компаний-передовиков можно высказать соображение о целесообразности более плотного мониторинга основных показателей работы. Также существенно сокращает время на принятие решений наличие оперативной (в реальном времени) информации о состоянии и месте пребывания транспорта. В этом смысле интеграция систем управления с GPS-решениями приносит свои плоды. Кроме того, текущий уровень коэффициента использования транспорта порядка 76% указывает «отстающим» путь дальнейшего развития - сокращение простоев. Для этого необходимо взаимодействие системы планирования и отслеживания заказов с системой оперативного управления парком.
 
По материалам Aberdeen Group
 
Значимость улучшения «прозрачности» процессов для лучших компаний
 
tms_5
 
Функциональность систем управления транспортом
 
tms_6
 
Использование коммерческих систем управления
 
tms_7
 
Техническая оснащенность грузовиков бортовыми системами автоматизации управления
 
tms_8
 
 
Тел.: +38 (094) 831-79-50