Украинская лига логистики и складирования

приглашает в свои ряды операторов логистического рынка и компании-потребители логистических услуг


Услуги

Сертификация по стандарту ISO 9001:2008
Для создания системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2008 (далее - СМК) требуется стратегическое решение предприятия. Когда нужна СМК? В том случае, если предприятие нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей продукции (услуг), а также, если цель предприятия - повышение удовлетворенности потребителей продукции (услуг). Ведь требования стандарта ISO 9001:2008 выписаны так, что предназначены для всех организаций, независимо от вида, размера и поставляемой продукции (услуг). А, если какое-либо требование ISO 9001:2008 нельзя применить ввиду специфики предприятия и его продукции (услуг), допускается его исключение.
iso
На рисунке приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Такой подход подчеркивает важность: понимания и выполнения требований; необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; достижения результатов выполнения процессов и их результативности; постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Предприятие, которое хочет отвечать стандарту ISO 9001:2008, должно разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать ее результативность. Для этого необходимо: определить процессы, а также последовательность и взаимодействие этих процессов; определять критерии и методы обеспечения результативности при осуществлении, управлении этими процессами; обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; принимать меры для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
 
Документация СМК должна включать: документально оформленную политику и цели в области качества; руководство по качеству; документированные процедуры (например, методики управления документацией, записями, несоответствиями, а также по планированию и проведению внутренних аудитов, предупреждающих и корректирующих действий); документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; записи (специальный вид документов).
 
Высшее руководство предприятия должно анализировать СМК с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Кроме того, необходимо проводить внутренние аудиты (проверки) с целью установления того, что СМК: соответствует запланированным мероприятиям, требованиям как ISO 9001:2008, так и разработанным самим предприятием; внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии. Если в ходе анализа, проведенного руководством, или в результате внутреннего аудита выявляются несоответствия, предприятие должно предпринимать корректирующие и/или предупреждающие действия.
 
Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции (услуг), должен быть компетентным, т.е. иметь соответствующее образование, подготовку, навыки и опыт.
 
Технические эксперты ISO 9001:2008 признают, что аутсорсинг становится все более популярной практикой во многих организациях. Но на сегодня этот стандарт предлагает достаточно ограниченный набор определений, которые описывают аутсорсинг процессов. Например, установлено, что если предприятие передало сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции (услуг) требованиям СМК, оно должна обеспечивать со своей стороны контроль такого процесса. Но этого явно не достаточно. Есть еще один фактор, которому уделили мало внимания в ISO 9001:2008 - это Интернет. Стандарт описывает аспекты, связанные со всемирной сетью, терминологией, характерной для до-электронной эры. Франк Стир, предыдущий президент Европейской организации по качеству (EOQ), считает стандарт ISO 9001:2008 весьма ценным, но отнюдь не единственным инструментом в борьбе за эффективность и качество. Каждая модель управления должна в максимальной степени отвечать нуждам предприятия и повышать его конкурентоспособность. Об этой простой истине нередко забывают. Возможности стандартизации имеют естественный предел. Стандарт ISO 9001:2008 иногда подвергается нападкам из-за того, что не стимулирует улучшений в работе, т.к. некоторые компании, сдав необходимый "аудиторский минимум", тотчас же забывают о непрерывном совершенствовании, а положения стандарта никак не поощряют менеджеров осуществлять принципы последовательного развития. По мнению г-на Стира, главная сила, которую несет в себе ISO 9001:2008, заключается в его универсальной способности давать независимую оценку деятельности компании. В условиях глобальной мировой конкуренции стандарт ставит перед всеми организациями общие, понятные всем цели, независимо от условий работы и культурных различий.
 
Одним из наиболее любопытных и беспристрастных аргументов в пользу стандарта ISO 9001:2008 является статья в журнале ISO Management Systems - "Какую прибыль приносит сертификация ISO 9000?". Публикация посвящена анализу финансового положения фирм, прошедших сертификацию, по сравнению с фирмами из контрольной группы, не получившими сертификата. Для исследования отбирались компании, финансовые показатели которых до внедрения СМК были примерно одинаковыми. Результаты сравнительного анализа показывают, что "фирмы, впервые принявшие решение добиваться сертификации ISO 9000, демонстрируют лучшие финансовые показатели по сравнению с фирмами из контрольной группы, имевшими сходные показатели в период, предшествующий этому решению". Это свидетельствует о том, что в фирмах, добивающихся сертификации, происходят изменения, способствующие относительному увеличению нормы прибыли ROA (return on assets - норма прибыли на единицу активов), как из-за снижения затрат, так и из-за увеличения объема продаж. Связаны ли эти изменения с решением о сертификации? Вполне возможно, что это решение стимулирует применение каких-то иных способов управления, влияющих на увеличение прибыли, но не имеющих прямого отношения к внедрению ISO 9001:2008 и сертификации. Однако способ, которым были выбраны контрольные группы, свидетельствует о том, что в год предшествующий получению первого сертификата, в фирмах, принявших решение о сертификации, происходят значительные изменения. Учитывая полученную величину изменения показателей, можно утверждать, что сам процесс подготовки к первой сертификации также благотворно влияет на финансовое положение компаний. Интересно, что сертификация ISO 9001:2008 является скорее необходимым условием поддержания достигнутого уровня финансовых показателей, чем способом их улучшения. Тем не менее, результаты исследования недвусмысленно показывают, что отказ от сертификации способствует постепенному "сползанию" финансовых показателей.
 
Таким образом, не столько сам стандарт ISO 9001:2008, сколько его разумное и ответственное использование обеспечивает устойчивое развитие бизнеса.
 
Компания «Логистический консалтинг центр» выполняет следующие виды работ:
  1. Оказание консультационных услуг по разработке и внедрению систем менеджмента качеством в соответствии требованиями ISO 9001:2008 (ДСТУ ISO 9001:2009).
  2. Проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества по договорам с организациями.
  3. Обучение внутренних аудиторов систем менеджмента качества.
Персонал нашей компании имеет теоретический и практический опыт в разработке и внедрении системы управления качеством.
 
В настоящее время мы можем квалифицировано выполнить следующие виды работ:
  • предварительная оценка предприятия для определения уровня готовности к внедрению системы управления качеством в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 (ДСТУ ISO 9001:2009);
  • разработка рекомендаций по основным этапам подготовки и внедрения системы менеджмента качества;
  • разработка схемы взаимодействия процессов и методологии контроля, управления процессами;
  • разработка документации системы менеджмента качества;
  • разработка производственных процедур, специфических для предприятия заказчика;
  • внедрение системы менеджмента качества на предприятии заказчика;
  • проведение статистического анализа эффективности системы управления качеством с определением «слабых звеньев»;
  • проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества;
  • проведение комплексного внутреннего аудита СМК для проверки готовности предприятия к сертификационному/ресертификационному аудиту;
  • разработка и контроль выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
  • проведение семинаров для сотрудников заказчика на темы, связанные с управлением качеством.