Украинская лига логистики и складирования

приглашает в свои ряды операторов логистического рынка и компании-потребители логистических услуг


Холодная логистика

 

Организация эффективной холодной логистики
 
Обеспечение требований к температурному режиму перевозки продукции - одна из задач холодной логистики на транспорте. В первую очередь это касается требований к перевозке продуктов питания, однако также актуально при перевозке опасных грузов, животных, лако-красочной продукции, медикаментов и др.
 
В международных перевозках требования к условиям перевозки скоропортящейся продукции регулируются Женевской Конвенцией «О международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (АТР).
 
В настоящее время в Украине подготовлен проект приказа Мининфраструктуры «Правила перевозки скоропортящейся продукции автомобильными транспортными средствами», гармонизированный с данным международным соглашением. Кроме того, требования к перевозке продуктов питания регулируются Директивами ЕС 93 / 43 и 89 / 108. Действующим в Украине нормативным документом является Приказ Минтранса №363 от 14.10.97 "Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине", раздел 29 и приложение №18 которого имеют непосредственное отношение к холодной логистике.
 
Требования к Системе управления пищевой безопасностью регулируются международным стандартом ISO 22000:2005 «Системы управления безопасностью пищевых продуктов», который включает в себе требования НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point) по системе организации и обеспечения безопасности пищевых продуктов, включая хранение и транспортировку. В Украине с 1 июля 2003 г. действует национальный стандарт ДСТУ 4161-2003 «Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования» и с 1 августа 2007 года вступил в силу национальный стандарт ДСТУ ISO 22000:2007 (гармонизированый с ISO 22000:2005).
 
С точки зрения транспортной логистики требования к температурному режиму перевозки обеспечиваются, в первую очередь, правильным выбором кузова автомобиля (фургона), холодильной установки, соблюдением правил размещения груза в кузове и организационными мероприятиями с применением систем мониторинга температурного режима.
 
Конструктивно изотермические фургоны могут быть изготовлены по различным технологиям с применением различных теплоизолирующих материалов (пенопласт, пенополистирол или пенополиуретан). Выбор оптимального типа фургона для обеспечения необходимого набора требований к режиму перевозки целесообразно производить с привлечением экспертов-консультантов, поскольку необходимо учитывать целый ряд факторов, зачастую неизвестных потребителю - толщина утеплителя, его плотность и теплопроводность, технология сборки панелей, необходимость утепления пола фургона, наличие предустановленных закладных элементов для монтажа холодильной установки и проч. Наличие сертификата на соответствие требованиям АТР является важнейшим фактором выбора качественного изделия.
 
Следует отметить, что выбор фургона не может происходить в отрыве от выбора холодильной установки (вариант перевозки продуктов питания, требующих обеспечения температурного режима в фургонах без холодильной установки не рассматривается в принципе). В зависимости от режима перевозки - дальности, числа и частоты остановок для разгрузки, преобладающих климатических условий, требований к температурному режиму и проч. возможна различная комбинация показателей теплопроводности фургона и хладопроизводительности холодильной установки. В ряде случаев оказывается экономически целесообразным применение фургона более высокого класса (FRC вместо FNA), поскольку снижается время интенсивной работы холодильной установки при меньших теплопотерях и как результат - экономия топлива, за несколько лет перекрывающая разницу в стоимости фургонов различных категорий.
 
В некоторых случаях у потребителя возникает необходимость одновременной перевозки продуктов с различными рекомендованными температурными режимами. В зависимости от объемов перевозимого груза, длительности перевозки и частоты открываниия дверей могут быть использованы решения на базе применения специальных термоконтейнеров, куда помещается груз, требующий наиболее низкой температуры, либо специальных термоизолирующих перегородок в фургоне, разделяющих его на отсеки с различными температурными режимами и раздельным воздухообменом с холодильной установкой.
 
Организационным фактором контроля выполнения требований выступают системы мониторинга температурного режима. Отмеченная выше конвенция АТР требует обязательного наличия в транспортном средстве, используемом при перевозке скоропортящихся продуктов специальных терморегистраторов, требования к которым регламентирует европейский стандарт EN 12830. Такого типа регистраторы должны обеспечивать возможность хранения в памяти информации температурных датчиков за все время поездки и ее последующей обработки - передачи в компьютер либо распечатки на собственном принтере. Полученный таким образом документ от сертифицированного прибора является аналогом кассового чека, удостоверяющего в бумажном виде для заказчика выполнение требований температурного режима. Тем самым реализуется требование НАССР о прослеживаемости перемещений груза и условий транспортирования.
 
В качестве подобного решения выступает продукция английской компании «Seven Telematics» - температурный регистратор TranScan2. Этот прибор уже сертифицирован в Украине и доступен на рынке. Данное решение может эксплуатироваться как в автономном режиме, так и в режиме интеграции с системой GPS-мониторинга. В зависимости от потребностей заказчика производится либо интеграция с существующей у него системой мониторинга, либо поставка комплексного решения вместе с GPS-трекерами. Таким образом, обеспечивается «бумажная» отчетность для службы контроля грузополучателя и возможность дистанционного онлайн мониторинга, например, диспетчером перевозчика. Распечатка температурного чека предоставляет полную информацию о поездке, включая фиксацию открывания дверей, режим оттаивания холодильной установки, выход температуры за установленные границы по показаниям вплоть до 4 температурных датчиков, устанавливаемых в разных частях кузова грузовика. Сертификат соответствия требованиям Конвенции АТР подтверждается также тем, что ведущие производители холодильной и прицепной техники комплектуют свое оборудование в заводской поставке регистраторами TranScan. Дистрибьютором на территории Украины и России выступает компания «Логистический консалтинг центр».
 
 
 
 

Консалтинговая компания «Логистический консалтинг центр» предлагает услуги комплексного решения задач холодной логистики, начиная от изучения потребностей заказчика и заканчивая выбором и поставкой оптимального решения, вплоть до сертификации его цепочки холодной логистики, разработки и внедрения соответствующих систем менеджмента по управлению безопасностью. Будучи независимыми от конкретных постащиков технических компонентов разрабатываемой системы мы работаем в интересах заказчика и используем наиболее эффективные в его конкретном случае решения.