Украинская лига логистики и складирования

приглашает в свои ряды операторов логистического рынка и компании-потребители логистических услуг


ISO 28000

 
 
Безопасность в цепочках поставок
 
Обеспечению безопасности в цепях поставок посвящена серия стандартов ISO 28000. Эти стандарты разработаны в 2007 г. Техническим комитетом ISO/ТС8 и направлены на снижение рисков несчастных случаев и их негативных последствий для людей, грузов, оборудования, инфраструктуры, в т.ч. транспорт, участвующих в цепочках поставок.
 
Общие требования к безопасности цепочки поставок представлены в двух стандартах:

- ISO 28000:2007 (ДСТУ ISO 28000:2008) «Технические условия на системы управления безопасностью цепочки поставок»;
- ISO 28003:2007 «Система менеджмента безопасности цепочки поставок. Требования к органам аудита и сертификации систем менеджмента безопасности цепочки поставок».
Общие руководящие материалы также представлены в двух стандартах:
- ISO 28001:2007 «Система менеджмента безопасности цепочки поставок. Наилучшие методы обеспечения безопасности оценок и планов в в цепочке поставок.
Требования и руководящие указания»;
- ISO 28004:2007 «Система менеджмента безопасности цепочки поставок. Руководство по внедрению ISO 28000».
 
Базовым стандартом данной серии является ISO 28000 и обычно при разработке и внедрении системы менеджмента безопасности цепочки поставок согласно ISO 28000 в разрабатываемые документы включают дополнительно существенные положения ISO 28001. При этом сертификация проводится на соответствие требованиям ISO 28000.
 
В данной серии стандартов по аналогии с ISO 9000 предусмотрены пять ключевых элементов системы менеджмента безопасности цепочки поставок:

- политика менеджмента безопасности цепочки поставок;
- планирование обеспечения безопасности цепочки поставок;
- внедрение и функционирование системы менеджмента;
- проверка и корректирующие воздействия;
- анализ менеджмента и постоянное усовершенствование.
 
При реализации системы указанных элементов следует четко определить область действия системы с учетом взаимодействия с организациями-субподрядчиками.
 
Требования относительно формулирования Политики менеджмента безопасности цепочки поставок содержат стандартный набор требований к согласованности с политикой организации в других областях, с общей организационной структурой менеджмента угроз и рисков безопасности, с соответствием действующему законодательству и по постоянному усовершенствованию, документальному оформлению, доведению до сведения всех участников процесса менеджмента безопасности. Кроме того, организация может разработать детализированную политику для внутреннего использования с конфиденциальным содержанием, и общий не конфиденциальный вариант с основными положениями для распространения среди организаций-партнеров.
После разработки «Политики» приступают к планированию ее реализации. На первом этапе осуществляется идентификация угроз безопасности цепочки поставок и оцениваются риски реализации этих угроз и возможные последствия (ущерб). Для этого цепочка поставок сегментируется на отдельные звенья, где независимо могут возникать разного типа угрозы:
 
- места обработки грузов перед отправкой;
- места хранения;
- транспорт и транспортные компании;
- места перегрузки и выгрузки;
- места перехода собственности и передачи контроля за грузом от одной организации к другой;
- места обработки информации о перевозимом грузе;
- транспортные маршруты.
 
Общая блок-схема системы управления рисками представлена на рис.1.
Рис.1
iso001
 
 
Оценка рисков предполагает разработку классификатора согласно представленной таблицы.
 
Источники рисков
Факторы риска
Виды рисков
Имущественные
Коммерческие
Гражданская ответственность
 
Методы оценки рисков представлены на схеме рис.2.
 
iso002
 
 
Оценка рисков предполагает рассмотрение вероятностей неблагоприятных событий и их последствий:

- риски физического повреждения в виде функционального отказа, случайного или преднамеренного повреждения, криминальныхили террористических действий;
- риски вызванные человеческим фактором и влияющие на состояние и деятельность организации;
- явления природной среды, которые могут повлиять на используемое оборудование и привести к неэффективности мероприятий по безопасности;
- угрозы со стороны заинтересованных сторон;
- и т.п.
 
Исходя из классификатора угроз и ущерба провдится выбор методов противодействия согласно представленной таблице.
 
Характеристики убытков
Типы убытков
Тривиальные
Малые
Средние
Большие
Частота возникновения
Очень высокая
Высокая
Низкая
Очень низкая
Размер убытков
Очень небольшой
Небольшой
Средний
Большой
Предсказуемость
Очень высокая
Разумная в течение года
Разумная в течение 10 лет
Минимальная
Показатели риска, которые следует принимать в расчет
Средние
Средние
Средние и предельные
Предельные
Последствия для организации
Крайне незначительные
Незначительные
Серьезные
Катастрофические
Управленческое решение
Ничего не предпринимать
Самострахование, снижение риска
Снижение риска, частичное страхование, финансовые гарантии
Страхование, финансовые гарантии
 
После формирования перечня угроз и оценки возможного ущерба приступают к разработке методов противодействия, см. схему на рис.3.
 
iso003
 
Рис.3
 
По своей сути комплекс перечисленных работ соответствует разработке системы управления рисками в цепочке поставок. При выполнении перечисленных работ целесообразно привлечение консультантов – экспертов в предметной области (логистика). Таковыми могут выступать консультанты ЛКЦ, у которых есть опыт разработки и внедрения систем у правления рисками на различных предприятиях.
 
Внедрение системы менеджмента безопасности и получение соответствующих сертификатов соответствия приносит предприятию существенные материальные и нематериальные выгоды:
 
- демонстрация предприятием заботы о безопасности;
- ориентир для других участников цепочки поставок либо инструмент воздействия на них;
- привлечение либо удержание клиентов с высокими требованиями к безопасности;
- интеграция системы управления рисками в корпоративную систему принятия решений;
- повышение организационной устойчивости предприятия;
- улучшение управляемости за счет более четкого разделения зон ответственности в организации;
- внедрение ISO 28000 выглядит позитивно в глазах инвесторов и повышает кредитный рейтинг предприятия;
- опыт внедрения ISO 28000 в различных организациях свидетельствует о ряде побочных эффектов:
 
  • сокращение времени транзита на 10-30%;
  • обеспечение прослеживаемости перемещений товаров и оборудования;
  • сокращение времени перевозок на 10-30%;
  • сокращение уровня потерь товаров на 40-50%;
  • сокращение уровня запасов на 10-15%.
 
Компания «Логистический консалтинг центр» вместе со своими партнерами-специалистами по сертификации, предлагает проведение комплекса работ по разработке и внедрению системы менеджмента безопасности в цепочках поставок с последующей подготовкой к сертификации на соответствие требованиям стандартов ISO 28000.